Новые услуги в рамках Национального плана по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью
Лица с инвалидностью будут подавать заявление на получение услуг и средств реабилитации через Портал социальных услуг aleumet.egov.kz (далее – ПСУ) один раз на весь срок инвалидности. Ежегодная подача заявлений, как это было ранее при системе госзакупок, исключается.
Соответствующие изменения внесены в приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 22 января 2015 года № 26 «О некоторых вопросах реабилитации инвалидов». Приказ в новой редакции регламентирует получение средств и услуг реабилитации через ПСУ за счет государственного бюджета.
Также в документе регламентирована возможность согласования листа сопровождения индивидуального помощника и листа оказания услуги специалистом жестового языка посредством электронно-цифровой подписи на ПСУ.
С учетом необходимости индивидуальной подборки технических вспомогательных (компенсаторных) средств, в приказе прописаны их разновидности, медицинские показания и противопоказания к ним.
К примеру, если раньше в индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР) рекомендовали только кресло-коляску комнатную или прогулочную, то теперь их количество увеличено до 5 разновидностей (активная, многофункциональная, с электроприводом, с ручным, рычажным приводом).
Кроме того, изменения внесены в приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 30 января 2015 года № 44 «Об утверждении Правил проведения медико-социальной экспертизы» (далее – МСЭ).
Основная цель поправок – приведение документа в соответствие с действующими нормативными правовыми актами для устранения устаревших норм права. В частности, изменена нумерация форм «Заключение на МСЭ» и «Медицинская часть ИПР пациента/инвалида».
Кроме того, введена норма в части возможности получения услугополучателем документов по результатам проведения медико-социальной экспертизы (справка об инвалидности, выписка из ИПР, справка о степени утраты общей/профессиональной трудоспособности и др.) в электронном формате через «личный кабинет» на портале Электронного правительства eGov.kz при наличии ЭЦП или с использованием одноразового пароля.
С 30 декабря т.г. на портале «Электронного правительства» (далее – портал eGov) для лиц с инвалидностью реализована возможность подать электронные заявки на оформление документов по предоставлению ряда услуг и технических средств реабилитации.
Данные услуги реализовал АО «Центр развития трудовых ресурсов» совместно с АО «Национальные информационные технологии» в ходе работы по оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере, проводимой в рамках исполнения Послания народу Казахстана Первого Президента Нурсултана Назарбаева от 5 октября 2018 года, а также поручения Главы государства Касым-ЖомартаТокаева по реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» от 4 марта 2020 года.
Так, теперь на портале eGov можно подать заявку на получение следующих государственных услуг Министерства труда и социальной защиты населения РК:
– оформление документов на обеспечение услугами специалиста жестового языка для инвалидов по слуху (60 часов в год);
– оформление документов на обеспечение услугами индивидуального помощника инвалидов первой группы, имеющих затруднение в передвижении;
– оформление документов для обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением;
– оформление документов для обеспечения инвалидов сурдо-тифлотехническими средствами и обязательными гигиеническими средствами;
– оформление документов для предоставления инвалидам кресла-коляски;
– оформление документов для предоставления инвалидам протезно-ортопедической помощи.
Лица с инвалидностью, не выходя из дома, могут подать заявку на получение вышеперечисленных государственных услуг посредством портала eGov, и далее на Портале социальных услуг выбрать полагающиеся ему технические средства реабилитации, поставщика услуг с учетом своих потребностей, а также указать вид доставки товара (самовывоз или доставка почтой), и отслеживать статус своей заявки до полного исполнения индивидуальной программы реабилитации.
Теперь получателям услуг нет необходимости приходить в службы занятости и социальных программ и предоставлять документы в бумажном виде.